На Луне сколько ни кричи – вас не услышат: нужно учесть все правила и ограничения
Альфа-банк в 2024-м приобрел в Mango! Games (направление Progamebox)настольную игру «Хьюстон, у нас проблемы!» для проведения внутри. Мы поинтересовались, как в компании используют игру и насколько она полезна. Оказалось, «настолкой» пользуются довольно активно. Делимся подробностями, которые для нас приоткрыла бизнес-тренер банка.
Для каких целей приобреталась игра
Запрос был на проработку нескольких вопросов, связанных с командообразованием: сложные коммуникации, сонастройка в команде, поиск зон развития. Совместно мы остановились на игре «Хьюстон, у нас проблемы!», о чем в компании не пожалели.
В каких случаях помогает игра
Игру проводят, чтобы решить вопросы командообразования и коммуникации внутри команды.
С помощью игры команда может: увидеть, насколько сонастроена команда, с какими сложностями сталкиваются участники в общении друг с другом, понять, в чем проблема и как её решить.
Тренер-фасилитатор помогает определить «боли» участников и выйти на решение сложных, часто скрытых, проблем, проработав которые, можно достичь более высокого и более комфортного для участников уровня взаимодействия.
Почему именно эти компетенции
Командообразование и коммуникация. Для проработки именно этих компетенций чаще всего используют игру: это наиболее часто встречающиеся ситуации внутри бизнеса. Один из форматов решения таких задач – бизнес-игра, которая включает участников в процесс, «вытягивает боли» и подсвечивает зоны роста, например: не хватает времени из-за неумения расставлять приоритеты, сложности в коммуникации из-за недостатка опыта структурировать задачи, труднее достичь общей цели из-за фокуса на конкуренции между собой.
Для какой целевой аудитории предназначена игра
Игра проводилась для разных уровней сотрудников:
для руководителей,
для начальников управлений,
для рядовых работников.
Нередко в одной игре участвовали несколько уровней одновременно. Целевая аудитория каждого проведения зависит от потребностей бизнеса.
Игра «Хьюстон, у нас проблемы!» в настольном формате подходит для любого подразделения банка и для любой ЦА. Она универсальна: проводить ее можно для айтишников, для специалистов бизнес-направления, специалистов розницы, ипотеки и любых других подразделений. Ее проводят как в Москве, так и в других регионах: каждый месяц есть хотя бы одно проведение – под разные бизнес-задачи и для разной аудитории.
Компания приобрела также онлайн-версию игры, которая выручает в случаях с распределенными командами. Нередко люди работают вместе, но не видят друг друга: игра помогает им познакомиться, пусть даже в онлайн-формате.
Оба формата интересны, участникам нравятся задания игры, которые в онлайне и офлайне требуют разного выполнения.
«Хьюстон» как тимбилдинг
Помимо выявления проблем и зон роста игра помогает команде сонастроиться и хорошо провести время в формате тимбилдинга. Так, например, использовали игру в пик предновогоднего периода.
В праздник особенно важно дать сотрудникам опыт совместного времяпровождения и сплочения. Многие подразделения устраивали встречи со своими сотрудниками, приглашали людей из разных городов, и среди активностей нередко была настольная или онлайн игра «Хьюстон, у нас проблемы!». Игра ездила по регионам, проводилась в Москве, и везде отлично выполняла роль полезного тимбилдинга.
Игру проводили опытные внутренние тренеры компании. Игроки знакомились, отдыхали – и в ходе игрового опыта делали важные открытия.
Оказалось, даже во время праздничной игры можно получить важные инсайты и повысить индивидуальную и командную эффективность. К примеру, в ходе одного из проведений, когда участники-астронавты выполняли важные миссии на Луне и вдруг получили срочные дополнительные задания – для психолога, врача и других специалистов, – одни команды, оставив все, тут же бросились их выполнять, другие – проигнорировали. Оказалось, эти задания на достижение цели не влияют и только забрали у участников драгоценное время. В ходе рефлексии после игры участники сделали глубокие выводы и вспомнили о приоритетах – о важных срочных, важных несрочных, неважных срочных и неважных несрочных задачах.
Игра заставила задуматься о том, насколько часто нам приходится принимать задания, не вписывающиеся в текущий процесс. Команды, которые ставят в приоритет сначала важное и срочное, чаще побеждают.
Здорово помогает игра также понять связь между качеством коммуникации и бизнес-эффективностью. Хорошо выстроенная коммуникация упрощает и ускоряет процессы. Нередко коллеги пишут запутанные письма, непонятно ставят задачи, в результате уходит много времени на выяснение, что задерживает и отвлекает участников процесса. В игре время становится критически важным, ведь по метафоре это вопрос выживания всей команды.
По результатам игры команды проводят сессии, в ходе которых разбирают все моменты, затрудняющие и задерживающие достижение общей цели, намечают план решения каждой сложности.
В каких случаях нужна такая игра в компании
Особенно полезной оказывается игра «Хьюстон, у нас проблемы!», когда создается команда из участников разных подразделений, когда меняется состав команд, и коллеги не понимают друг друга, не могут совместно выполнять поставленные задачи. Игра становится мероприятием, в ходе которого вырабатываются решения, помогающие сотрудникам сработаться.
Для бизнеса это эффективный инструмент командообразования и выхода на зоны роста.
В крупной компании деловая игра может применяться для самых разных целей. Если речь идет о «Хьюстоне», то это обычно командообразование, коммуникация, умение сплотиться вокруг общей цели, работать в условиях недостатка ресурсов, сжатых сроков и неопределенности.
Инсайты, выводы, открытия
На какие еще выводы в этой игре можно выйти? Чаще всего это переосмысление общей миссии, роли коммуникации и ограничений коммуникации.
Далеко не всегда команда понимает, что значит работать ради общей цели. Распространенная ошибка стратегий команд – это начинать конкурировать друг с другом вместо того, чтобы кооперироваться – делиться информацией и ресурсами, принимать общие решения и помогать соседним командам. Игра помогает понять, что стратегия конкуренции может оказаться губительной и даже привести к катастрофе. В ходе обсуждения по результатам игры участники сами делают выводы о том, что стремление получить выгоду для своей команды за счет других команд – ошибочное.
Игра просто и доходчиво объясняет участникам возможные ограничения коммуникации, которые встречаются и в жизни. Нужный коллега не всегда в доступе, не всегда готов выслушать вашу идею, иногда нужно запланировать встречу, описать задачу или идею письменно – и оказывается, что это надо уметь. Чтобы понять, с какими сложностями встречается адресат, нужно побыть «по ту сторону Луны» и ощутить их на себе. Участники сами сталкиваются с такими недостатками коммуникации как неструктурированность сообщений, неизвестность, задержки с ответами, учатся быть понятыми, учатся понимать и экономить критически важное время.
Иногда в игре участники хотят срезать путь – докричаться до другой команды, не пройдя этап письменной коммуникации, не назначив встречу. Были случаи, когда игроки просто пытались позвать коллегу. Однако на Луне, куда по метафоре попадают участники «Хьюстона», сколько ни кричи – вас не услышат: напрямую не получится. Вы – по другую сторону Луны, и если хотите быть услышанным, вам нужно пройти всю цепочку коммуникации согласно заложенным в игре правилам и ограничениям.
Учитывать правила, и при этом справляться со сложностями, быть по разные стороны Луны и при этом объединяться – этому учит игра «Хьюстон, у нас проблемы!».
Искренне благодарны бизнес-тренерам компании, которые поделились с нами своим опытом проведения!