Портфолио

«Ограбление в Лондоне» для опытных управленцев и для начинающих менеджеров – есть ли отличия

Одна и та же игра в одной и той же организации каждый раз проходит совершенно по-разному, особенно если играют очень разные аудитории. В чем основные отличия – мы узнали у компании, которая приобрела настольные игры в Mango! Games.
Компания «Ашан» практикует проведение деловых игр и развивающих мероприятий для своих сотрудников своими силами. В штате есть внутренние бизнес-тренеры, которые продумывают и планируют обучающие и развивающие мероприятия наперед, подбирают, покупают или берет в аренду материалы настольных игр. Мы узнали, как прошло самостоятельное проведение игры «Ограбление в Лондоне», приобретенной в Mango! Games.
Игру «Ограбление в Лондоне» в компании проводили своими силами два раза – первый раз для опытных управленцев, второй – для молодых перспективных менеджеров. Чем отличались эти два мероприятия? По словам представителей компании – абсолютно всем. Разные цели игры, разная динамика, разные подходы к принятию решений и разные выводы.

Игра с директорами магазинов

Первый раз в игру «Ограбление в Лондоне» играли с директорами магазинов, входящих в топ-20. Это управленцы высокого уровня – опытные и зрелые. Целью игры было разбавить стратегическую сессию более легким и при этом полезным для участников форматом.
Крупные руководители отличались способностью не терять ни минуты, экономить ресурсы и принимать решения, собрав всю необходимую информацию. Собираться на совещания – самый быстрый способ найти решение, поэтому они проводили общие обсуждения и по результату каждого планировали следующие встречи, чтобы не тратить время и средства на дополнительную коммуникацию. В течение нескольких часов игры они смогли выстроить систему, понятный и прозрачный подход к принятию решений, строгое разделение на роли и функции.

Игра с молодыми лидерами

Это были совсем молодые ребята – по 19-20 лет – специалисты, занимающие в магазинах стартовые позиции, которые вошли в новую программу компании для молодых менеджеров. Руководство решило провести с ними игру, чтобы впервые увидеть их, понаблюдать за тем, как они коммуницируют, мыслят, принимают решения, какие шаги предпринимают при тех или иных задачах.
Если крупные руководители планировали свои обсуждения наперед, то молодые долгое время их не проводили вовсе, принимая решения внутри каждой из команд. Первые двадцать минут молодые участники были полны азарта идти к общей цели, не предпринимая для этого никаких шагов. Сначала они изучали правила, настраивались, пытались все осмыслить, после чего начали действовать. Первые шаги были несколько хаотичными – ребята скупали подсказки, предусмотренные в игре, причем продолжали действовать только внутри своих команд.
Игра задает участникам загадку, которую нужно разгадать, стараясь максимально экономно расходовать игровой бюджет. Среди возможностей участников – покупка подсказок. Каждая команда может купить разные подсказки и обменяться знаниями в ходе общего обсуждения, но наши участники покупали все необходимые подсказки каждый себе, а бывало даже покупали по ошибке одни и те же подсказки. Такое дублирование, конечно, было мало похоже на экономный подход. Но главной ошибкой было нежелание взаимодействовать с другими командами, а без этого больших целей не достичь. Хорошо, когда подобный опыт сотрудники получают в игре, ведь выводы, полученные при обсуждении результатов, будут применяться уже в реальной жизни.

Успехи и ошибки

Результаты молодых игроков были ниже, опытные смогли справиться с поставленной задачей и максимально экономно распорядились бюджетом. Однако ошибки допускали и те и другие. У опытных руководителей было две ошибки – разрыв коммуникации и недостаточная внимательность при изучении информации. Создав стройный механизм обмена информацией, они рассчитывали, что ни одно звено не подведет и информация пройдет по цепочке без искажений, но произошел сбой, который был замечен и исправлен – не без потерь, как и в реальном бизнесе. При изучении информации из подсказки участники в одном моменте попали в логическую ловушку, приняв за истину фразу, озвученную персонажем, и не поддав сомнению сказанное. Это привело к неверным расчетам и потере времени. В остальном команда топов построила верный маршрут, который привел их к победе.
Молодые участники долго собирались, не делали фокус на экономии, не шли на объединение, не включали в свои стратегии кросс-функциональное взаимодействие.

Обсуждение и выводы

Рефлексия – основная часть игры. Была она ценной для обеих команд. Игра не оказалась легкой ни для опытных руководителей, ни для вчерашних студентов, несмотря на то, что складывалась она по-разному. Руководители сделали выводы относительно качества коммуникации, внимательности и критического отношения к новой информации, а молодые участники осознали, насколько важный ресурс время, насколько важно быть не просто решительными и внимательными, но и осознавать необходимость объединяться и принимать решения сообща, а также необходимость учиться этому.
Деловые игры часто приводят к неожиданным открытиям не только участников, но и организаторов. В нашем случае гипотеза бизнес-тренеров о том, что игра «Ограбление в Лондоне» будет для участников несложной, не подтвердилась. И одной, и другой аудитории игра далась непросто.