Портфолио

«Путь руководителя» для лидеров Philip Morris Izhora – индивидуальная разработка настольной игры

Участники занимают места вокруг игрового поля и уже через пару часов они на целых два года мудрее и опытнее себя прежних! Они успевают пройти непростой путь руководителя в компании, справиться с плановыми задачами, решать возникшие проблемы, научиться принимать решения сообща и прислушиваться с ценным советам. Так работает настольная деловая игра «Путь руководителя».
Команда ManGO! Games выполнила индивидуальную разработку настольной бизнес-игры для программы кадрового резерва крупной компании.

Сколько времени это заняло и что получилось в итоге – в нашем кейсе!
Задача. Симуляция для участников программы кадрового резерва на основе реальной бизнес-модели компании.
История. Представитель компании обратилась к нашей команде с запросом на игру в рамках тренинга по развитию лидерских компетенций. Тренинг в свою очередь входит в программу формирования кадрового резерва: обучаются лучшие сотрудники компании, претендующие на роль руководителей. В ходе подготовки потенциальным руководителям предстоит узнать, кто такой руководитель, какие у него задачи и какие ожидания к руководителю в этой компании, с какими трудностями он может столкнуться и как их преодолевать. По замыслу разработчиков программы, в конце тренинга участникам нужно предложить игру, которая бы продемонстрировала реальную бизнес-модель компании и дала участникам возможность попробовать себя в роли руководителей в разных ситуациях и с разными зонами ответственности. В ходе игры участникам необходимо научиться принимать различные управленческие решения, влияющие на важные сферы бизнеса компании.
Решение. Индивидуальная разработка игры-симуляции «Путь руководителя» в формате настольной игры для бизнеса с передачей для использования внутри компании.

Как это было

Концепция была предложена Заказчиком. Игру в компании видели в формате настольной – с полем, на котором происходят процессы, разбитые на два игровых года с шагом принятия решений в полугодие. Решения нужно учиться принимать на разных этапах и уровнях бизнес-процесса – производство, продажи, безопасность – исходя из ситуаций, которые представлены в виде карточек и следуют друг за другом на игровом поле. Это дает участникам возможность проявить себя в качестве руководителей в самых разных ситуациях: увольнение ключевого сотрудника, дисциплинарный поступок, изменение производственного плана и другие.
Наша компания ранее уже сотрудничала с Philip Morris Izhora, поэтому мы быстро нашли общий язык с командой Заказчика, согласовали задачи – и сразу приступили к работе. Сроки для такой задачи были достаточно смелые, учитывая, что разработка новой игры обычно занимает около шести месяцев. Мы начали работу в мае, а в начале июня уже должна была состояться первая игра в рамках трехдневного тренинга People Fundamentals 2.0.

Цели и решения

Среди целей программы, которые нужно было решить с помощью игры, было:
  • Настроить эффективную коммуникацию внутри команды для быстрого решения возникающих проблем и достижения поставленных целей, в том числе и путем поиска новых методов и подходов к решениям. Для этого в игре были предусмотрены «кризисные моменты» – карточки «препятствий» и «форс-мажоров».
  • Дать возможность участникам определить «зоны роста» – каждый свои и своих коллег. Для этого в процессе игры участники учатся делиться ожиданиями друг от друга, а в конце получают ценные рекомендации фасилитатора в формате поддерживающей обратной связи.
Пройдя программу People Fundamentals 2.0 и интегрированную в нее игру «Путь руководителя» длиной в два игровых года, специалисты будут максимально эффективными на своих рабочих местах, будут владеть единой методологией принятия решений, располагать единой «картиной мира» относительно процессов компании и выработанными в ходе игры нормами и правилами взаимодействия друг с другом.
Обучающая программа готовилась для новых руководителей производственного отдела. Игра была встроена в программу третьего тренингового дня, чтобы отработать знания и навыки, полученные в ходе двух «теоретических» дней.
Игровой формат – лучшая возможность безопасно отработать различные инструменты руководителя и получить обратную связь от тренеров-фасилитаторов.

План проекта

План проекта включал в себя такие этапы:
1. Разработка прототипа игры на основе предоставленных материалов с целью проигрывания и внесения правок в механику игры.
2. Разработка дизайна игры. Оформление, вызывающее живой эмоциональный отклик, учет корпоративного бренд-бука.
3. Тестирование игры в онлайн-режиме с Заказчиком с участием ведущих, которые знакомятся с механикой игры и дают обратную связь. Внесение корректировок по результатам тестирования и обратной связи.
4. Финальное оформление игры с учетом комментариев Заказчика и будущих ведущих. Доработка механики, контента, раздаточных материалов для участников.
5. Обучение ведущих, проработка деталей, консультации.
6. Проведение игры с «конечными потребителями». Обратная связь. Подведение итогов.
7. Посттренинговое партнерство – консультирование по проведению игр, адаптация игр под бизнес-единицы компании.

Как устроена игра

Название «Путь руководителя» соответствует сути игры – бизнес-цикл компании предполагает процесс развития новоиспеченного руководителя длительностью в 1,5 – 2 года. После такого периода специалист успевает освоить все необходимые инструменты управления и начинает чувствовать себя в новой должности более уверенно. Именно такой игровой период проходят участники игры.
Игра рассчитана на два игровых года: на игровом поле представлены все типичные задачи и проблемы, с которыми столкнется молодой специалист за этот период.
Молодому руководителю предстоит оперативно принимать решения, учитывая доступные инструменты, мнение коллег и интересы всех связанных с решением структур.
Разные ситуации, с которыми столкнутся руководители, реализованы в игре в виде шагов на поле, которые игроки проходят один за другим. В зависимости от выделенного на игру времени и необходимой глубины проработки, можно предложить участникам пройти все шаги, передвигаясь по полю строка за строкой, а можно – только определенное количество. При втором варианте участники бросают кубик и переходят по полю на строку с ситуацией, согласно выпавшему числу на кубике.
Продолжительность игры – от 2 часов до целого тренинг-дня.

О каких ситуациях речь?

Участники встречаются в игре с различными ситуациями, которые им предстоит решить. Среди ситуаций – плановые и непредвиденные:
  • Смена производственного плана.
  • Планирование в начале года.
  • Переход ключевого сотрудника на другую производственную линию.
Что делать в каждом из подобных случаев, какие шаги предпринимать – каждый участник решает, выбирая доступные инструменты и методики, которые присутствуют в игре в виде карточек для выбора, а также создавая новые, для которых предусмотрены пустые карточки.
Среди инструментов, используемых для решения ситуаций и рабочих задач:

  • one-to-one встречи,
  • ежегодный обзор талантов,
  • карьерная консультация,
  • обучение техническим навыкам работы на оборудовании и др.

Инструменты разделены на 8 категорий в соответствии с внутренней моделью компании.

Ситуации, связанные с взаимодействием между руководителем и сотрудником, разбираются в формате «персонаж и ситуация», где персонажи разработаны по модели DISC.

Пример описания персонажа: Семён, 28 лет. Из сильных сторон решительность и настойчивость. Иногда отсутствует чувство такта. В стрессе давит на окружающих.

Ситуации, связанные с сотрудниками, взяты из реальных кейсов компании, например: в прошлом месяце сотрудник не смог устранить значимую потерю при чистке оборудования.

Для визуализации на игровое поле выводятся фигурки-человечки, которые были закуплены для проекта в Лего. «Персонажи» получились реалистичными – в касках и полной комплектации, как на настоящем заводе!
Участники игры выполняют плановые задачи – обязательные шаги в начале и конце года и на определенных этапах текущих процессов, а также справляются с возникающими ситуациями, принимая решения в команде.

Роль тренера-фасилитатора

За каждым столом на 6 участников присутствует тренер-фасилитатор. Это человек, хорошо знающий процессы компании и используемые в компании инструменты. Основная задача фасилитатора – внимательно слушать обсуждение участников, направлять дискуссию в правильное русло, при необходимости давать подсказки, после каждого шага принять от участников окончательное решение и дать им обратную связь. Таким образом, роль фасилитатора – корректирующая, обучающая и развивающая: фасилитатор учит участников давать и принимать поддерживающую обратную связь.
Участники принимают решения с позиций разных сфер ответственности, которые меняются через каждые пять шагов, пребывая таким образом в ролях принимающего решение, ответственного за риски, за коммуникации, безопасность и т.д.
Карточки на игровом поле имеют строгое расположение, делятся на категории, маркируются цветом, формой, различными метками. В ходе игры участники полностью вовлекаются в процесс, сосредотачиваясь только на поиске решений, выстраивании грамотной коммуникации и учете рекомендаций.
Уже через пару часов они на два года мудрее и опытнее себя прежних!
Согласно правилам игры, в конце каждого шага команда презентует фасилитатору свое решение и получает от него рекомендации и пожелания, а в конце каждого года участники подводят итоги, анализируя производственные и коммуникационные результаты и достижения.
В конце игры участники делятся с фасилитатором своим опытом, полученным за время игры, и получают рекомендации, которые можно применить в своей практической деятельности.
Таким образом игра решает сразу несколько задач:
1. Команда молодых руководителей настраивает эффективный формат общения, которым будет пользоваться на протяжении всей игры, достигая общей цели. Этот опыт участники заберут с собой в реальную жизнь.
2. Учет сфер ответственности создает дополнительные фокусы внимания, которые позволяют индивидуализировать ответственность участников.
Подобное распределение позволяет быстро определять наиболее проблемные сферы и корректировать совместные действия быстрее и эффективнее.

Подготовка

Одним из этапов проекта был пилот игры в онлайн-формате с заказчиком и его коллегами. Мы продемонстрировали ход игры и получили дельные комментарии для доработки.
Всего создание игры от идеи до реализации заняло около 2 месяцев.

Комплектация

Для многочисленных игровых карточек по запросу клиента были созданы специальные ложементы в игровую коробку. Такое решение позволяет не растерять материалы игры при транспортировке и хранении, быстро подготовить игровой стол тренеру перед началом игры.

Результаты

Компания получила игру для многоразового использования, которая была отправлена на производство – на завод в Санкт-Петербурге. Всего подготовлено три экземпляра игры. Несколько команд уже прошли игровой «Путь руководителя» и вооружились всеми необходимыми знаниями и навыками! Участники оставили хорошие отзывы.
Игра будет проводиться с определенной частотой – в соответствии с процессами компании, для каждого нового набора участников программы кадрового резерва.
Благодарим компанию Philip Morris Izhora за оказанное доверие, комфортный совместный творческий поиск и теплые отзывы!
2024-08-26 12:10