«Газпромнефть снабжение» знакомит новичков с процессом закупок через деловую игру
Деловые игры нередко используются в качестве инструментов онбординга. В «Газпромнефть снабжение» для этого специально разработали игру, которая знакомит со спецификой процесса закупок и учит находить баланс между сроками, ценой и надежностью контрагента. Команда Mango! Games и специалисты Progamebox выполнили разработку, обучили внутренних тренеров и провели тестовую игру.
Задача. Настольная игра для знакомства с процессами закупок.
История. Газпромнефть снабжение отвечает за закупки всего необходимого для деятельности компании «Газпромнефть», начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая мощными бурильными машинами. Представители компании обратились к Mango! Games, подбирая готовую деловую игру, а в ходе выбора пришли к пониманию, что необходима игра с близкими к реальности компании механикой и метафорой. Если среди готовых продуктов нет подходящего, Mango! Games всегда готова предложить индивидуальную разработку. Так произошло и в этот раз – было принято решение о разработке игры под запрос клиента.
Решение. Индивидуальная разработка игры.
После принятия решения об индивидуальной разработке игры, мы начали думать, какой должна быть игра, чтобы она максимально отвечала поставленным целям. Игра тщательно продумывалась, а непосредственно ее разработка велась в плотном взаимодействии между клиентом и командой Mango! Games. Когда игра была готова, клиента обучили самостоятельному проведению. На весь процесс ушло полгода.
Процесс разработки
Цели игры – познакомить участников и отработать основной цикл закупок от самого начала до контроля их исполнения. Закупки – достаточно специфичная сфера сама по себе, а у «Газпромнефть снабжение» есть своя специфика, с которой необходимо познакомить участников в ходе игры. Выходить из игры участники должны с четким пониманием, как в «Газпромнефть снабжение» устроен процесс закупок.
Целевой аудиторией игры станут новички компании, а сама игра будет проводиться своими силами с достаточной периодичностью в рамках онбординга. Для нас это значило разработать универсальный на многие годы продукт, удобный в проведении, увлекательный для новеньких и понятный для тренеров, в том числе и новых, у которых не должно появиться проблем с пониманием и проведением игры. Задача непростая и ответственная, однако мы точно знали, что решаемая, поскольку делали это много раз, хотя и каждый раз – это был совершенно новый продукт со своими особенностями и вызовами.
Еще одной целевой группой будут студенты, которые через несколько лет могут захотеть прийти работать в компанию. Таким образом, игра носила еще и имиджевую роль – продвигать HR-бренд, уметь заинтересовать талантливых молодых людей компанией.
Для разработки со стороны заказчика были выбраны эксперты, они помогали нашей команде разобраться со спецификой процессов, которые должны были лечь в основу механики игры. Прежде чем приступить к разработке, мы провели с ними серию интервью и сбор информации.
Было решено не создавать метафору, а сделать игру-симуляцию, максимально похожую на рабочий процесс и погружающую в атмосферу компании – с вымышленными контрагентами и настоящими, максимально реалистичными, процедурами и всеми этапами прохождения закупки.
Игра получилась достаточно объемной: в пять раундов.
Структура игры
Цель проведения: познакомить участников, отработать несколько раз основной цикл закупки от формирования ГПЗ до контроля исполнения.
Цель для игроков: вырастить репутацию команды закупок. На репутацию влияет своевременность выполнения закупок (время) и соответствие бюджету (деньги).
Гибкая настройка. В игру могут играть как 10 человек, так и 50 и более: нет привязки к определенным ролям внутри команды. Время проведения можно увеличивать и сокращать, добавляя и убирая итерации с новыми проектами.
Роли:
Отдел размещения заявок. Принимают от команд ГПЗ, рассчитывают баллы репутации.
Представители контрагентов. Предоставляют по запросу карточки контрагентов и дополнительные данные.
Реализация закупки. Проводят закупку по данным от команд и разыгрывают риски и дополнительные события вместе с представителями контрагентов.
Ход игры. Каждая команда получает бюджет, возможности и профили контрагентов. В течение раунда нужно отобрать лучших контрагентов по определенным критериям. В ходе игры появляются риски, которые нужно учитывать. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов – учла критерии, смогла добиться баланса и избежать рисков лучше других.
Разрабатывалась игра в несколько этапов: сначала была разработана механика на основе предоставленных материалов, промежуточный вариант был представлен заказчику, после учета замечаний мы разработали раздаточные материалы и провели пилотную игру, обратная связь после которой тоже была учтена.
По окончанию игры предусматривается рефлексия или шеринг с подведением итогов и закреплением знаний и с размышлениями о том, какие подводные камни, подобные тем, что были в игре, можно встретить в жизни, а также как найти баланс между сроками, бюджетом и надежностью контрагента. Сроки, бюджет и надежность контрагента – три ключевых критерия, за которые на протяжении всей игры борются участники, стремясь достичь баланса и получая игровые жетоны, если это удавалось.
Тестирование и обучение
Тестовая игра была проверена в офисе клиента в Санкт-Петербурге – для студентов. По итогам обратной связи в игру были внесены правки и улучшения.
Когда работы были закончены, мы провели обучающее мероприятие по проведению игры для внутренних тренеров компании.