Игра (симуляция) — может быть в деловой или ролевой форме. Именно эта стратегия помогает увидеть лидеров и ведомых, а также подметить положительные и отрицательные личностные характеристики, которые скрыты в повседневном рабочем процессе.
Беседа и интервью. Представляют собой ряд закрытых или открытых вопросов. Позволяют выявить способности, навыки самопрезентации, уровень стрессоустойчивости и умение настоять на своем.
Психологические методы исследования. Могут использоваться различные характерологические тесты, а также методики, позволяющие определить умение работать в команде и диагностики на выявление микроклимата в коллективе.
Важно. Допустимо комбинировать методы и стратегии. Главное, сформировать задания таким образом, чтобы они соответствовали конкретным поставленным задачам.
Проводимые кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.
ИндивидуальныеЗадания для раскрытия ключевых компетенций и личных качеств сотрудников, необходимых для рабочего процесса.
Примером индивидуальных заданий может быть «Самопрезентация», где каждому сотруднику предлагается в течение ограниченного времени (до 5 минут) рассказать о себе, выстраивая презентацию по предложенной схеме.
Я заслуживаю похвалу за то, что...
Я добился, реализовал, сделал...
Мой вклад в общее дело компании...
Я научился за текущий период...
Развитие компании на ближайший год, я вижу...
Мои цели.
Эффективными, часто используемыми заданиями также можно считать «встречу с клиентом» и «презентацию товара (услуги)».
ГрупповыеМоделируются ситуации, свойственные для решения групповых задач, которые обязательно проговаривают, проигрывают и прорабатывают.
Примерами групповых кейсов могут быть ситуации, обыгрывающие открытие торговой точки, организации корпоратива или мозгового штурма при разработке продукта.
Обратная связьПредполагает подведение итогов после каждого задания посредством открытого обсуждения.
Анализ индивидуальных заданий может происходить по нижепредложенной схеме.
- Что сам участник может сказать о выполненных задачах?
- Какие эмоции он испытывал в процессе выполнения задания и после?
- Что можно было изменить или сделать по другому?
- Какие решения были верными, нестандартными или инсайдерскими? Можно ли похвалить себя за это?
- Основные рабочие выводы, которые можно сделать по завершении.
Примерная схема для обратной связи после группового задания.
- Общее впечатление участников от задания и их оценка. Что было выполнено безупречно (хорошо, удовлетворительно)?
- Каков эмоциональный отклик во время проведения мероприятия?
- Какие лучшие решения были внедрены главным участником?
- Как можно было бы улучшить обыгрываемую ситуацию?
Важно. Наблюдатели представляют свой анализ, делая акцент на возможные альтернативные подходы для решения пройденных задач и положительные моменты увиденного.
Эксперты сводят воедино баллы, при этом аргументируя собственные оценки, выставленные участникам.
Итоговое заключение по каждому участнику выносится в ходе общего обсуждения.
Отмечаются индивидуальные характеристики, анализируются сильные и слабые стороны.
Внимание. При осуществлении оценки не берут во внимание прошлые достижения специалиста.
Общие оценочные критерии, которые могут быть использованы в совокупности с оценкой смоделированных ситуаций: интеллектуальный (пластичность ума, логика, интуиция, самостоятельность), эмоциональный (самоконтроль, стрессоустойчивость), коммуникационный (харизма, умение работать в коллективе, грамотность, готовность слушать и слышать), самооценка (личностные характеристики и стремление к саморазвитию), лидерские качества и мотивация.
Окончательный результат ассессмент-центра доносится до руководителя компании с целью дальнейшего принятия решений об улучшении работы персонала и организации в целом.
Участник также получает обратную связь и консультационную беседу с экспертом, где обсуждается индивидуальная программа развития конкретного сотрудника.
После обратной связи и определения дальнейшего пути развития необходимо развивающее обучение для персонала в соответствии с планом развития.
Рекомендуется включить и саморазвитие — общение со специалистами, участие в корпоративных конкурсах, реализация бонусных и премиальных возможностей, чтение и прослушивание развивающих книг и участие в вебинарах.
В дальнейшем, если компания получила эффективный результат, ассессмент вводится на регулярной основе как корпоративный стандарт.
Это приносит дополнительную выгоду для компании.
Пример: организуется процедура ассессмент с целью проверки компетенций, необходимых менеджерам по продажам, — безусловное знание продуктов компании, клиент-ориентированные навыки, работа с возражениями, личная и корпоративная презентация, навыки интервьюирования клиента и коммуникационные навыки.
В результате анализа выявляются как недостаточные только навыки проведения клиентского интервью и личная презентация. В таком случае планируются обучающие мероприятия и тренинги, которые помогут развитию именно этих компетенций, что, в свою очередь, позволит сохранить временные и финансовые ресурсы организации.